Ох, давно это было! Даже самый древний старец уже не помнит, кто ему поведал эту историю толи деды, а толи прадеды – так давно это было…..
В некотором царстве, в некотором государстве, за высокими горами, за зелёными лугами в тихой деревушке жили-были дед и баба. Была у них внучка – Настёнкой звали. А было ей на ту пору годков 6, а может и 7. добрая девочка росла, ласковая, приветливая. И бабе с дедом помощница отменная – и в избе подметёт, и козу подоит, и по-воду сходит. Да и не перечесть всего. В деревнях всегда работа найдётся. Баба с дедом на внучку не нарадуются.
В тот год зима лютой удалась – то завьюжит, то Мороз Иванович, вдруг, залютует! Реки толстым людом сковало, тропы снегом замело
Правду люди говорят: беда одна не приходит, обязательно с собой подругу водит. Занемог дед, слёг и стонет на печи. А тут дрова закончились – холодно и голодно в избе стало. Делать нечего – надо идти в лес за хворостом. Стала собираться Настёнка в дорогу. Поверх своего платка бабкин повязала, тёплый тулуп крепко подвязала. Взяла она сани, краюшку хлеба, верную собачку Муху и пошла в лес.
Долго шла она тропами заметенными. Временами в глубокие сугробы проваливалась, а Муха бегает вокруг и громко потявкивает, помочь Настёнке пытается – вытянуть из сугроба. Маленькая, а понимает, что помочь надо.
Ну, вот и лес! Обрадовалась Настёнка. Зашли они с Мухой в лес и тут такая красота им открылась! Снег на зимнем солнышке всякими цветами переливается, маленькие ёлочки стоят, словно снегурочки, а старые огромные ели наклонили свои могучие лапы под тяжестью снега, словно уставшие старушки, укутавшись в белые пуховые платки, присели отдохнуть!
С ветки на ветку скачет рыжая красавица белка, где-то в глубине дятел стучит….!
Шла так Настёнка, хворост собирала: хворостинку к хворостинке аккуратно складывала и на санки ложила. А чтобы не скучно ей было – песенку напевала.
Вдруг лес перед ними расступился и оказались Настёнка с Мухой на полянке. Стоит на этой полянке большущий старый пень, а на нём сидит старая-пристарая бабка – вся сгорбленная. Платье её, бывшее когда-то ярким и красивым, было грязным и рваным. Из покрывавшего её голову платка выбивались седые волосы. .
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, Настёнка!
- А откуда ты знаешь, что меня Настёнкой зовут?
- Старая я уже! Много всякого повидала, много всякого знаю. Вот и тебя знаю.
Настёнка улыбнулась ей.
- Устала ты, бабушка! Да и проголодалась, наверное! Угощайся!
С этими словами Настёнка протянула бабушке свою краюшку хлеба.
- Добрая ты, Настёнка! Спасибо тебе! За это прими мой добрый совет: когда придёшь домой, выбери одну хворостинку, припрячь её до весны, а весной воткни её в землю в самом твоём любимом месте в саду и поливай её. Придёт время и ты вспомнишь меня! А пока – прощай!
С этими словами старушка исчезла, как будто и не было её вовсе!
Собрав хворост и аккуратно сложив его на саночки, Настёнка и Муха отправились назад. Путь домой показался им не таким длинным. Настёнка пела весёлые песенки, а Муха бежала рядом и иногда, словно пытаясь помочь Настёнке тянуть санки, хваталась зубами за верёвку и бежала рядом с ней. Снег искрился и скрипел под ногами, а в лесу весело пели птички, как будто подпевая Ностёнке!
К вечеру они были уже дома.
Всю дорогу девочка помнила слова той старушки. Только придя домой, выложив хворост у печки, Настёнка, первым делом, начала разводить огонь в печи. Ведь к её возвращению домой, огонь в печи уже догорал и нужно было скорее подбросить в печь хворосту, ведь больной дедушка мог простудиться ещё больше. Девочка так и сделала. Огонь в печи стал весело прыгать с веточки на веточку и в доме стало тепло и уютно!
Настёнка начала аккуратно складывать оставшийся хворост, в суете домашних дел совсем забыв о словах старушки. Вдруг из её рук выпал маленький, стройный ореховый прутик. Только тут она вспомнила о словах старушки!
- Ой! Я ведь совсем забыла о прутике! – подумала она и схватила его своими ручонками.
Ложась спать, девочка забрала прутик и положила его рядом с собой. Засыпая, она каждый раз, проверяя, на месте ли прутик, думала о том, как из этого прутика вырастет большое и красивое дерево….!
Проходили дни за днями, недели за неделями….. И вот наступила весна! Рано утром Настунку разбудили солнечные лучики. Они бегали по подушке и весело щекотали её за ушко!
Девочка проснулась, потянулась и спрыгнула с кроватки, весело напевая какую-то песенку! Солнышко радостно светило в окошко, птички весело щебетали, подпевая звуку капелек, что стекали с тающих сосулек!
Проходили дни, снега уже нигде не было видно, солнышко всё сильнее стало пригревать землю. Уже начала кое-где зеленеть травка, птички начали вить гнёзда,…
В одно такое утро Настёнка вспомнила о прутике и о словах старушки.
Была у Настёнки одна полянка в лесу и летом, собирая ягоды и грибы, она очень любила там сидеть и слушать пение птичек. Вот там она и решила посадить прутик. Взяла ведёрко с водичкой, лопаточку и пошла садить прутик. Придя на полянку, она выбрала самое красивое место и выкопала маленькую ямку, как раз для прутика. Налила туда немножко водички, чтобы прутик сразу почувствовал землю и пустил корешки, посадила его в эту ямку, присыпала земелькой, полила ещё раз.
- Расти, прутик! Расти, милый! – подумала Настёнка и пошла домой.
Каждый день Настёнка приходила и поливала прутик. Его уже нельзя было назвать прутиком! Сначала появились маленькие листочки, а затем, когда Настёнка приходила на следующий день, она стала замечать, что он вырастает в два раза! И вот, не прошло и месяца, а перед Настёнкой стоял высокое и раскидистое дерево с зелёными листочками, которые при дуновении ветерка словно переговаривались между собой!
- Ах! Какая красота! Какое чудо! – так говорила Настёнка, обходя его кругом.
Веточки словно тянулись к ней, а листочки нежно гладили её косы!
Настёнка не могла налюбоваться на дерево! Какое же оно красивое! Солнечные лучики пробиваются через его крону и листики кажутся серебряными!
Так прошла ещё одна неделя.
Как-то утром Настёнка пришла полить и навестить своё дерево и увидела, что на ветках уже готовы распуститься три больших бутона! Но ведь вчера их не было! Она не могла их не заметить! С радостным биением сердца она подбежала к дереву полюбоваться на это чудо! Дерево словно только этого и ждало! Бутона вдруг раскрылись и перед глазами Настёнки предстали три больших розовых цветка! Из них в руки Настёнки упали три больших зёрнышка. Настёнка держала их в руках и не могла понять, что с ними делать!
Вдруг за спиной Настёнки раздался знакомый голос:
- А это, Настёнка, твоё счастье, здоровье и любовь!
Настёнка обернулась и увидела ту старушку, которую она встретила в зимнем лесу на полянке.
- Береги их! – продолжала говорить старушка, - Нет ничего на свете ценнее и дороже их! У тебя доброе сердце! Ты знаешь, что с этим делать!
С этими словами старушка исчезла, а на том месте, где она стояла, распустилась большая алая роза!
С тех пор прошло много лет, Уже и Настёнка подросла, и внуки её выросли, и их внуки уже шагают по земле… Только из поколения в поколение, из рук в руки передаются от родителей к детям эти зёрнышки, как самое дорогое, что может оставить после себя человек на земле!
А то дерево ещё растёт! В его кроне каждую весну находят дом птички и вьют там себе гнёзда! Дерево, как заботливый дедушка играется с ними, как со своими внуками, укрывая в непогоду их от ветра и дождя! Каждое утро в его кроне слышно радостное щебетание птичек и дерево от счастья переполняет нежность! Ведь это его семья!
Может быть вы видели это дерево? Гуляя по лесу, собирая грибы или ягоды, если вдруг увидите его – дотроньтесь до него! Оно обязательно принесёт вам счастье!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Ханука та Різдво. - Левицька Галина Вистава відредагована, щоб могли зрозуміти діти молодшого віку. В коментарях залишаю 2 Дію, як була в першому варіанті. Можливо комусь знадобиться більш глибока інформація про Свято Хануки.
2 Дія
Ангел: Було це після завойовницьких війн Олександра Македонського, коли земля Ізраїлю перейшла під владу Сирії. Всі країни об’єднувала елліністична культура, в якій змішалися звичаї і традиції різних народів. Люди вважали себе «Громадянами Всесвіту». Вони захоплювалися різними спортивними іграми, язичеськими святкуваннями та спектаклями на честь грецьких богів.
Багато євреїв були слабкими у вірі і хотіли бути, як всі... Над життям євреїв, які залишались вірними Божим Заповідям, нависла загроза.
1-й ведучий: І що, насправді, карали тих, хто не їв свинину?
Ангел: Насправді! Вимоги до євреїв були дуже суворими. Цар Антиох видав указ про заборону вивчати єврейську мову, святкувати шабат, дотримуватися єврейських традицій і навіть називатися євреями. Це було справжнє рабство! В Єрусалимському Храмі на жертовнику принесли в жертву свиню, а в Храмі поставили статую Зевса!
1-й ведучий: А про яких героїв говорив (ім’я 2-го ведучого)?
Ангел: Це ті євреї, які любили Бога понад усе!
Виходять Матітьягу та Маккабі
Матітьягу: Я, Матітьягу, священик. Разом з моїми синами підняв повстання, кличучи: « Хто за Господа — до мене!» Ми пішли в гори з твердим рішенням стояти в вірі й боротися до останньої краплі крові...
Маккабі: Я, Маккабі, син Матітьягу. Керував загонами повстанців. Визвольна війна продовжувалась 3 роки. Ми не були досвідченими вояками. Наші загони складалися з пастухів, землеробів, ремісників. До того ж ми не мали достатнього озброєння...
1-й ведучий: Маккабі, я не розумію, як можна воювати, не будучи справжніми воїнами?! Без зброї, без лицарських обладунків? Я не розумію, чому ви воювали? Хіба не простіше було б бути такими, як всі? Просто жити і насолоджуватись життям...
Маккабі: Справжнє життя неможливе без віри у Всемогутнього Бога, Живого і Сущого, Який створив усе, Який і дає нам Життя. Справжня насолода — це приходити у Храм і служити, і поклонятися Йому, дякуючи Богові за все! Але Храм споганений і нема місця для поклоніння... Тому ми воювали, щоб звільнити Єрусалим, мати право бути євреєм і приносити жертви Живому Богу в Храмі!
Ангел: Відбулося три вирішальні битви. Війська сирійців значно переважали як по кількості, так і по військовій оснащеності. Але євреї постилися та молилися:
Маккабі: «Боже! Ми безсилі, а Ти Всесильний! Прости нас за наш непослух! І поверни нам Храм! Бо нема життя без істинного поклоніння Тобі!»
Ангел: І Бог дав Своє Диво! Повстанці здобули вирішальну перемогу, звільнили Єрусалим і відновили службу в Храмі!
Маккабі: Священики очистили і освятили Храм, побудували новий жертовник. Але для повноцінного Богослужіння в Храмі треба було засвітити Мінору.
Ангел: Мінора — це великий світильник, який складається з семи лампад, котрі мають постійно горіти. В лампади, згідно Божих Заповідей, треба було заливати лише чисту освячену оливу.
Маккабі: Ми знайшли лише одну посудину з чистою освяченою оливою. Її мало вистачити лише на один день горіння Мінори. Для приготування нової оливи потрібно було вісім днів.
Матітьягу: Але євреї так прагли нового початку Богослужіння! Вони прагли Божого Світла, Божої Милості, Божої Радості! Тому, наперекір всім сумнівам, священики засвітили Мінору. І сталося Боже Диво! Мінора горіла 8 днів, аж поки була приготовлена нова чиста олива.
Ангел: В пам’ять про очищення Храму євреї святкують Хануку. Це свято очищення, оновлення. Це свято Світла!
Матітьягу та Маккабі виходять. Виходить 2-й ведучий.
Проза : Безумство - Светлана Бурдак Евр. 12:16 чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.